Доверять или не доверять

85828192_1326998042_original

В психологии рассматривается доверие (недоверие) к себе, к людям, к миру.

Доверие миру формируется у детей (и у Вас, в свое время) до 1,5 лет. Это понятие ввел американский психолог Э.Эриксон.

Ребенок учится доверять окружающему миру в лице взрослых. С рождения ребенок знает, что мама всегда рядом и всегда сможет прийти к нему, стоит только позвать на помощь, он может ей доверять; он знает, что никогда не останется один.

Если так и происходит, то у ребенка со временем формируется и доверие к другим людям — сначала к близким родственникам, потом к знакомым, друзьям, а потом и к людям вообще.

Если не сформировалось это глубинное, бессознательное доверие к матери, то и формирование доверия к другим людям будет происходить очень нелегко, если вообще будет. ? когда такой ребенок вырастет, то ему будет сложно доверять людям, открываться им.
Если ребенок в младенчестве видит мир противоречивым, причиняющим боль, он может решить, что жизнь опасна, непредсказуема и не заслуживает доверия.

Доверие, в огромной своей части относится к эмоциональной сфере психики. Оно способно порождать многие другие. чувства (от любви до ненависти), состояния (от комфорта до стресса и фрустрации), социальные установки (от приятия до отторжения).

Противоположным явлением является недоверие.

Недоверие состоит из:
чувства опасности, страха,

негативной эмоциональной оценки партнера и возможных результатов взаимодействия,

настороженности и напряженности,
готовности прекратить контакт, проявить опережающую враждебность, боясь агрессии со стороны.

Т.е. недоверие человека к себе, основанное на противоречии сознания и бессознательного, мыслей и чувств закладывается в детском опыте, когда ребенок получает любовь родителей лишь при условии усвоения определенных форм поведения. Постепенно это приводит к игнорированию собственных переживаний. Отсюда и депрессии, и невыстроенные личные  границы (мы с вами рассматривали это на вебинарах), и др

А сейчас упражнение, повышающее Ваше доверие к себе.

1Вспомните время, когда вы были ребенком (до 5 лет).

2Нарисуйте себя ребенком, таким как ВЫ себя вспомнили.

3Представьте его, стоящим перед вами. Отметьте, во что он одет. Посмотрите в глаза этого ребенка и пошлите ему свою любовь…

4Протяните руки, возьмите руки ребенка в свои и начните танцевать с этим ребенком, кружиться, подпрыгивать. Слушайте смех ребенка и его хихиканье, играя так, как это делают дети. Почувствуйте тепло встречи с этим ребенком…

5Притяните ребенка к себе и обнимите его так крепко, как можете. Обнимите ребенка так, как вам всегда хотелось, чтобы обняли вас ваши родители…

6Поцелуйте ребенка и обнимите его за плечи, чтобы он мог уютно прижаться к вам… 7Скажите ему, что вы любите его (ее) и хотите всегда иметь возможность так с ним играть, быть с ним в контакте, что Вы никогда больше не покинете его!

8Станьте  с ним одним целым, впустите его в себя. Он – это Вы, Вы – это он!

9Выполняйте пункт 7 до конца своих дней!))

10Разместите свои комментарии, размышления, истории о Вашем доверии себе, партнерам, миру внизу под статьей!

4 комментария к “Доверять или не доверять”

  1. Оксана

    Я делала это упражнение раньше немного по-другому, но это не важно. Важно, что встречаясь с собой маленькой, я не чувствую веселья. Моя радость встречи смешана с печалью и чувством вины за то, что я еще что-то хочу, много грусти в этой встрече и нежности. Мой ребенок почти падает мне в объятия, прижимается, прямо вжимается в меня, крепко обнимает, кладет голову на плечо, расслабляется, а я плачу. ? прыгать, и играть нам не хочется. В этот раз я разместила себя маленькую внутри, а там много всякого хлама от прошлых связей, когда партнеры были более важны, чем я сама. Но я-маленькая сказала, что мне все равно очень хорошо здесь находиться. Очень нравиться предложение выполнять пункт 7 до конца своих дней. Всегда при выполнении таких упражнений удивляюсь шизоидности происходящего, но ведь работает, какие-то новые структуры внутри появляются, сил побольше становится. Благодарю Вас, Татьяна

  2. Татьяна Питухина

    Оксана! Спасибо, что написали!
    У всех, кого я знаю, радость встречи смешивается с грустью, печалью и т.д.
    Вообще, когда ребенку не хочется веселиться и играть, это уже «раненый ребенок». Вполне возможно, это Вам не хочется веселиться и Вас теперешней в Вас, все равно, больше, чем этой части Внутреннего ребенка. Поэтому, он не может Вас «перетянуть» на свою сторону, силенок не хватает((.
    То-то и она, что эта маленькая девочка любит Вас любую, безусловно!!!!!!
    Теперь Ваша задача относиться к себе также, как она к Вам!) Но с ее помощью (теперь она — Ваша часть, Ваш ресурс) это будет уже легче!

  3. Восхитительная практика! Татьяна, спасибо большое! Мне очень понравилось проявлять любовь к себе маленькой 🙂 ? ничего страшного, что сначала девочка была задумчивой и настороженной. Я знаю, что потом ей было тепло и хорошо.

  4. Татьяна Питухина

    ?рина! Рада, что Вам пригодилась!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх